ОЛЬГА БЕРГ
Психологическая
студия
Контактный телефон
+7 (964) 500-50-91

Как подготовить ребенка к школе.

 

Может, устроить «мозговой штурм» по новеньким учебникам или напоследок дать ребенку «оторваться», разрешив ему целыми днями смотреть мультики и ложиться за полночь?

 

В одной частной школе для будущих первоклассников устроили игру-эксперимент. Психологи дали детям задание, которое можно было выполнить, только договорившись друг с другом. Выяснилось, что для семилеток это довольно сложная задача. Одни не знали, как взаимодействовать друг с другом, другие упорно стремились к цели, но путем соперничества, а не сотрудничества.

Между тем, будущим школьникам важно уметь устанавливать «деловые контакты». Тем, кто не научился этому, будет трудно. Такие дети обычно достаточно хорошо подготовлены к школе интеллектуально и любят это подчеркивать: «А ты знаешь, что такое фотосинтез?» В большинстве случаев, сверстники таких подробностей биологии не знают, из чего «звезда» делает вывод: мне с ними неинтересно. Его основная мотивация – не собственная потребность, а внушенная взрослыми мысль о его исключительности.

Однако, когда такой вундеркинд, не овладевший элементарными навыками общения и сотрудничества, приходит в школу, начинаются серьезные проблемы. Пытаясь потрясти окружающих глубиной своих познаний, он нередко мешает вести урок учителю, перебивает, вставляет замечания (далеко не всегда подходящие по смыслу), его не берут в детские игры.

Результат парадоксальный, но на самом деле закономерный – ребенок теряет интерес к учебе и начинает заметно отставать.

 

Чтобы проверить, насколько легко ваш ребенок сможет влиться в детский коллектив, обратите внимание на его игры:

  • Легко ли ребенок устанавливает контакты?
  • Считается ли с другими участниками игры как с партнерами?
  • Умеет ли играть по правилам (соблюдает очередность ходов, спокойно ждет своей очереди и т.д.)?

 
*

Если будущий первоклассник требует все игрушки себе, непременно хочет быть «главным», не умеет достойно проигрывать (бежит жаловаться, впадает в ярость, истерику), не признает правил – налицо серьезные проблемы с умением общаться.

Что делать? Постарайтесь чаще устраивать игры по правилам. Если нет возможности привлечь детскую компанию, играйте сами, но не поддавайтесь постоянно: оптимальный вариант для ребенка – выигрывать в 60-70% случаев, чтобы его самооценка осталась достаточно высокой, но в то же время он смог бы почувствовать себя и «по другую сторону победы».

*

Важно, чтобы ваш малыш привык к самостоятельным действиям. Юный гений, которому бабушка завязывает ботинки, в школе будет чувствовать себя гораздо менее комфортно, чем обычный ребенок, привыкший ухаживать за комнатными цветами и вытирать в своей комнате пыль. Не надейтесь, что школа научит вашего отпрыска самостоятельности. Приучать малыша к элементарным бытовым навыкам – задача родителей. Далеко не всякий учитель будет следить за тем, чтобы рубашка у вашего чада была заправлена, а физкультурная форма лежала на нужном месте. Маленьким растеряхам и неумейкам в школе очень сложно. Нередко они вызывают раздражение у педагогов, и насмешки у одноклассников.

Что делать? Определите для ребенка постоянные домашние поручения. Они должны быть не сложными и, желательно, ежедневными. Ребенок постепенно привыкнет к регулярному выполнению определенной работы, а это – психологическая основа для нормальной учебы.

*

Ребенку бывает трудно самому выполнять поручения из-за того, что он еще не запомнил последовательность действий. Отличный выход в этой ситуации – рисовать план в картинках. Пусть они будут условными и схематичными, - главное, чтобы ребенок их понимал: сначала ему нужно встать, потом умыться, одеться, прибрать свою постель, позавтракать, полить цветы или покормить кошку и т.д. Потом подобный план можно составлять для выполнения уроков или занятий музыкой.

Следующий этап – научить ребенка действовать по словесной инструкции. Например, когда вы на даче просите маленького помощника полить цветы, пусть ваша инструкция будет предельно четкой и последовательной. Можно даже поиграть в «робота», который понимает лишь ясные команды:

  1. Встань.
  2. Пройди пять шагов вперед и возьми лейку.
  3. Повернись направо и пройди еще 10 шагов вперед.
  4. Набери в лейку воды.
  5. Повернись налево и пройди 3 шага вперед.
  6. Полей розу.

 

Зачастую дети неправильно выполняют задания только потому, что не поняли или успели забыть их условия. А лето – отличная возможность потренироваться в выполнении самых простых задач.

Если все лето вы будете лишь «натаскивать» ребенка к школе, то к сентябрю прежде занимательные учебники будут вызывать у первоклассника стойкое  чувство ненависти. Опытные педагоги говорят, что перед школой гораздо важнее не учить ребенка читать, а развивать его речь, не учить писать, а развивать его мелкую моторику, координацию движений (этому способствует лепка, рисование, вышивание, конструирование из мелких деталей).

Что делать? Развитием речи можно заниматься где угодно. Например, мама может превратиться в инопланетянку и попросить ребенка объяснить, что такое велосипед или дерево. А что на вашем, «землянском» языке означает «белая ворона»? Или как это можно «повесить нос»? Обсуждайте с ребенком простые, казалось бы, вещи: как называются предметы мебели, какие продукты лежат в холодильнике, из чего их делают. Развивайте наблюдательность и внимание, беседуя о том, какая сегодня погода, что вы увидели в лесу и т.д. Вместе описывайте картинки (от простых открыток до монументальных полотен), стараясь представить себе, что было до и после изображаемого момента. И еще одна важная вещь. В школе учителя требуют «отвечать полным ответом» (не односложно), поэтому заранее научите этому ребенка - еще до того, как прозвенит первый звонок».

Нередко ребенку сложно понять структуру школьной жизни - расписание, чередование уроков и перемен. Ведь до сих пор дошкольная вольница позволяла ему достаточно свободно вести себя на занятиях, да и проходили они не каждый день. Отныне его статус кардинально изменится. Что ждет его в этой новой жизни? Предстоящие перемены, усугубленные страшилками старших товарищей, пугают своей неизвестностью.

Что делать? Играть! Психологическая подготовка к школе замечательно проходит в игре. Постарайтесь вместе с малышом проиграть различные ситуации, с которым он может столкнуться на уроках или переменках. Обычно дошкольники любят такие игры. «Учениками» в домашней школе могут стать мягкие игрушки. Важно, чтобы каждый из них был наделен своим характером: один «ученик» может быть простодушно-наивным, другой – трусливым, третий – хамоватым. Роли учителя и ученика могут исполнять и мама, и ребенок. Пусть в вашей школе будет настоящий звонок-колокольчик, возвещающий о начале и конце каждого занятия. Покажите в игре, как нужно вести себя на уроках (что будет, если один ученик начнет кричать, другой – прыгать, а третий – бегать?). В общем, постарайтесь максимально подробно показать ребенку, что его ждет в новой школьной жизни».

 

Конечно, «первый раз в первый класс» – это всегда трепет и волнение. Но если ребенок психологически готов к таким переменам, он воспримет их достаточно легко. А для этого ему необходимо чувствовать вашу поддержку.

 

Инесса Смык

 




Комментарии

Подписка

Подписаться на рассылку:



Новости
Вышел в свет Сборник статей психологов-практиков, применяющих метод ЭОТ. "Эмоционально-образная терапия. Новый этап развития". Подробности - в разделе ЭОТ.
Мудрое слово
"Отношения без любви могут навсегда заставить нас играть роль пассивных заключенных, жертв, которым не дано нести ответственность за свою жизнь". Линда Шиерз Леонард.