ОЛЬГА БЕРГ
Психологическая
студия
Контактный телефон
+7 (964) 500-50-91

Гипертония. 
Случай работы с гипертонией методом ЭОТ.


Среди психологов существует мнение, что причиной гипертонической болезни является вытесненный/подавленный гнев. Некоторое время назад я имела случай убедиться в этом на собственной практике.

Инна, 55 лет. Гипертония 2 степени, 10 лет принимает лекарства. С февраля 2013 начались ежемесячные гипертонические кризы, сопровождавшиеся вызовом скорой помощи и периодической госпитализацией. Обследование не выявило иных причин, кроме резкого повышения артериального давления. В последний месяц до обращения за помощью к психологу кризы возникали каждую неделю. Давление повышалось ежедневно. За 7 дней до обращения ко мне Инна была выписана из больницы в прединсультном состоянии.

Инна жила в другом городе, поэтому работа с самого начала велась по скайпу.

Запрос Инны вовсе не был связан с излечением гипертонии: "Я понимаю, что гипертонию уже никуда не уберешь", - говорила она. Женщина хотела разобраться в своем эмоциональном состоянии, которое описала как: "я не чувствую себя здоровым и энергичным человеком. Нет сил, нет энергии. Хочется это изменить, хочется жить и радоваться жизни".

Было проведено 7 сессий по 1 часу каждая, интервал между встречами составлял от 8 до 30 дней.

Динамика состояния клиентки:

в течение 14 дней после 2 сессии повышение давления случилось лишь 1 раз,

после 3 сессии повышения давления не было ни разу - в течение более трех месяцев (на момент окончания терапии).

 

Как известно, причиной повышения артериального давления могут стать подавленные негативные чувства. Именно с подавленной агрессией мы работали на первой сессии, хотя все начиналось с сожаления и вины...

На 1 сессии основным чувством И. была жалость к себе. И. винила себя за то, что не сделала в своей жизни, за упущенные возможности, которые уже не вернешь. Вина ощущалась как тяжесть в груди и была похожа на темно-коричневый камень, который внутри был пористым, как губка.  Камню было дано разрешение выразить свои чувства, и он стал красным. У клиентки возникли воспоминания об особенностях уклада ее жизни, когда было непозволительным выражать свои эмоции (муж работал в «органах»). После осознания своей привычки сдерживать негативные чувства, образ камня разлетелся, а на его месте осталось черное пятно.

Из образа черного пятна И. почувствовала, что гневаться - плохо. И. подтвердила, что такое предписание получила в детстве от мамы. Тогда я предложила И. представить ту себя, которая впервые узнала о том, что гневаться плохо. Появился образ девочки с косичками, которая прыгала и натолкнулась на стену. В ЭОТ важно обращать внимание на каждый образ, даже тот, который вроде бы «не относится к делу». Поэтому я попросила И. идентифицироваться с образом стены. В образе клиентка ощутила запрет, и образ стены трансформировался в образ мамы клиентки. "Мама" говорила о том, что человек загнан в рамки поведения, и за рамки выходить нельзя: «другие люди не должны видеть твои чувства». В образе маленькой девочки клиентка чувствовала сначала недоумение, а потом ощутила, как согласилась, приняла эти правила.

Клиентка поняла, что пора отказаться от такого отношения к собственным чувствам и дала образу девочки разрешение выражать все свои чувства. "Девочка" вздохнула с облегчением и запрыгала от радости.

Эта трансформация вызвала у И. слезы, и по моему совету, она "смотрела на дождь". Чуть позже клиентка смогла озвучить, что выражали ее слезы. Она столкнулась с осознанием того, что даже после падения "занавеса", когда уже можно было выражать все свои эмоции, жить, как хочешь, она не смогла перестроиться.

Далее была проведена беседа о том, как можно выражать негативные чувства безопасными способами.

В конце сессии вернулись к образу черного пятна, и оказалось, что этот образ трансформировался в образ молодой зеленой травы. Это был позитивный образ, с который И. с удовольствием приняла.

Итак, первая сессия была посвящена работе с запретом (интроектом)  выражать чувства, причем не только негативные.  

 

На 2 сессии тема запрета на выражение гнева продолжилась.

Работа началась с состояния клиентки, которое она описала как напряженное и чем-то неудовлетворенное. Я попросила И. представить образ этой части, и она увидела злое некрасивое лицо с открытым ртом, которое ей очень не понравилось. От такого лица И. хотела отвернуться.

- Представьте, что вы отвернулись, что бы вы сказали ей?

- Я хочу, чтобы ты не было таким.

- А каким оно должно быть?

- Более мягким. Глаза не нравятся, они злые, в них гнев. Хочу, чтобы были добрые глаза.

Было очевидно, что мы столкнулись с запретом не только на выражение негативных чувств, но и на право их испытывать. Тогда я спросила "лицо", на кого оно злится. Идентифицировавшись с образом лица, И. отвечала, что злится на саму себя. Ни за что. "Просто злюсь, потому что злюсь". Я предположила, что эта злость циркулирует внутри, как по замкнутому кругу: женщина злится на кого-то, за это она злится на себя, потом злится на ту, что злится на себя и т.д.. Надо  разорвать этот круг, поэтому я предложила сказать образу: "Я больше не буду на тебя злиться". И. очень удивилась такому предложению, но согласилась. На "лице" разгладились морщины, рот уже не был искажен, образ  смягчился, но все еще был недовольным. Тогда я предложила сказать образу: "Я больше не буду тебя отталкивать от себя", и образ трансформировался в очень довольную физиономию.

Далее были даны необходимые разъяснения.

И. вспомнила образ девочки из первой сессии, и я предложила повзаимодействовать с этим образом. И. разрешила ей выражать все свои чувства, сказав, что это безопасно. (В контексте сессии безопасность означала, что клиентка не будет отвергнута). В ответ образ девочки рассмеялся. Далее я предлагала И. произносить фразы в адрес образа: "Ты можешь выражать все свои чувства", - "девочка" что-то закричала. "Кричать тоже можно", - "девочка" заулыбалась. "Можно быть громкой и заметной", - "девочка" запрыгала от счастья. В образе девочки И. ощутила легкость, свободу - можно кричать, можно выражать все, что хочешь. После этого образ был принят клиенткой как часть своей личности.

В новом состоянии, по словам И., ей хотелось улыбаться без причины, но было видно, что она себя сдерживает. Я предложила ей представить образ того, что ее сдерживает. Это были качели. И. захотела покачаться на них и делилась своими ощущениями:

- Это свободные качели, они очень сильно крутятся, делают "колесо". Я делаю на качелях "колесо"! Это чувство свободы!

Далее была проведена соматизаиця образа. Новое состояние клиентки было наполненным, вдохновленным, энергичным, легким и свободным.

На 2 сессии клиентка разрешила себе испытывать негативные чувства, приняла, что выражение чувств естественно и безопасно для нее (не обернется отвержением), ощутила легкость и свободу от того, что можно выражать все, что хочешь, и, как говорится, ей ничего за это не будет.

 

Следующая, 3 сессия состоялась через 2 недели. После этой сессии повышение давления не было на протяжении более 3 месяцев.

 

И. чувствовала себя энергичной, улыбалась. Давление у нее повышалось всего дважды за 2 недели. Благодаря заданию вести дневник наблюдений, женщине удалось заметить: давление повышалось, когда близкие люди употребляли алкоголь.

1 раз брат И. принес бутылку пива, и к вечеру у клиентки поднялось давление. 2 раз дочь должна была идти на свадьбу к подруге, и у И. поднялось давление от понимания, что дочь будет употреблять алкогольные напитки. При этом ни дочь, ни брат не злоупотребляют алкоголем и не напиваются «вдрызг». В чем же дело?

Я попросила клиентку представить, как кто-то из близких употребляет алкоголь. И. почувствовала сильное волнение. "Как это волнение может выглядеть?" "Как штормовое море". Тут из глаз И. хлынули слезы. Сильные слезы, которые она смогла объяснить, лишь выплакавшись.

Оказалось, что отец И. умер в 39 лет от алкоголя (кровоизлияние в мозг), у него было повышенное давление (как у И.). Когда умер отец, И. было 16 лет.

- Жалко, что такая бестолковая жизнь у него получилась, - говорит она об отце.

- Представьте образ отца, которого вы жалеете.

- Я хочу сказать, что я очень люблю тебя, - и, не договорив, И. расплакалась. Слезы не утихали, и я предложила сказать образу отца:

- Я тебя очень люблю, но я до сих пор злюсь на тебя.

Сказав эти слова, И. перестала плакать. Идентифицировавшись с образом отца, она почувствовала целую гамму чувств. Из образа отца были сказаны слова любви к дочери, сожаления, что отец оставил семью так рано.

В диалоге с образом  И. осознала, что еще с детства пыталась повлиять на отца (чтобы он бросил пить). Ей было одновременно его жаль и стыдно за него. А отец, приходивший домой пьяный, стыдился сам себя.

Тогда я предложила клиентке представить образ И., которая начала жалеть отца. Ею оказалась девочка 10 лет. В образе 10-летней девочки И. очень злилась на отца, но не выражала своих чувств, потому что жалела отца и не хотела его обидеть.

Сильный гнев ощущался в голове, а возникший образ гнева был похож на серый железный шар с шипами. Сначала образу разрешили выразить все свои чувства, и он стал красным. (Для меня это сигнал интенсивности чувств). Разрешение повторилось, и из шара выделилось облако пара, окутав шар вокруг. Третье повторение заставило шар взорваться и разлететься на мелкие куски. Эта метаморфоза помогла освободиться И. от накопленных подавленных чувств к отцу, которые все эти годы она носила в себе. И. уже не ощущала  злость и гнев.

Далее клиентка осознала, что отец не соответствовал ее ожиданиям и представлениям о «хорошем отце». Поэтому она «помогала» ему, взяв не только функцию контроля за его состоянием, но и право отца отвечать за свою жизнь. И. поняла, что не принимала решение отца злоупотреблять алкоголем, несмотря на угрозу для жизни. Эта работа велась на осознание и выработку нового понимания, что отец, как любой взрослый человек, имеет право решать, как обходиться со своей жизнью, имеет право на выбор, даже тот, который причиняет боль его близким. Таким образом, И. в образе 10-летней девочки (тот возраст, когда клиентка решила отвечать за отца) возвратила отцу право самому отвечать за свою жизнь. Вслед за этим у нее появились слезы, и она попросила прощение у отца: "Я не понимала, что делала. Теперь я понимаю, что была не права". Образ отца "поцеловал" ее в лоб и ушел.

Далее проводилась поддержка образа 10-летней девочки и принятие изменившегося образа.  

Состояние клиентки было спокойным, на душе было легко.

 

После этой сессии клиентка чувствовала себя настолько хорошо, что снизила дозу лекарств (вернулась к поддерживающей дозировке, которая была на протяжении последних 10 лет - до начала приступов). Приступы у И. не возобновлялись, и давление было в норме.

 

Дальнейшая работа состояла из еще 4 сессий. За все это время приступов у клиентки не было, повышения давления не было. Вкратце об этих сессиях можно сказать так. Поскольку клиентка привыкла заботиться о других и не умела заботиться о себе, предстояло вернуть в свою жизнь "хочу", серьезно потеснив "надо". 

Ольга Берг.

 




Комментарии

Женя: уточню, был на приеме не у вас Ольга, к вам ехать далеко )) а хотелось бы ... 0044400@mail.ru
11 апреля 2017 в 17:20
Принимаю по скайпу. Пишите на почту psistudio.berg@yandex.ru

Женя: как потенциальный клиент )), не совсем понимаю как нужно или что нужно сделать что бы видеть образы ...
к примеру шары, штормовое море )), я например не вижу никаких образов и сидя на приеме просто их придумывал не зацепило вообщем ).
11 апреля 2017 в 17:17
Чтобы видеть образы, важно сосредоточиться на ощущениях и довериться своему бессознательному... На приеме важно говорить о том, что вы не видите образ, чтобы специалист ЭОТ помог вам.

Наталья: Отличная работа! В связи с тем, что клиентка смогла довериться, получилось проработать все ее страхи. налицо результат.
25 апреля 2016 в 19:48

Наталья: Отличная работа!Спасибо,что поделились.
25 апреля 2016 в 10:47

Виктория: Не знала, что можно лечить гипертонию. Ваш кейс впечатляет!
25 апреля 2016 в 10:16

Татьяна: а как полностью звучит название метода?
21 февраля 2016 в 17:09
Метод эмоционально-образной терапии, автор метода - Линде Николай Дмитриевич. Сайт http://linde-eit.ru/

Азизбек: Спасибо за то, что поделились своим интересным опытом, Ольга!
21 февраля 2016 в 15:38

Сергей: Спасибо, впечатляет! Отдельная благодарность за подробное описание. Редко кто делится своим "как", чаще пишут "почему".
21 февраля 2016 в 13:43

Елена: Нравится. Интересно, результативно, обучает.
18 февраля 2016 в 12:57

Подписка

Подписаться на рассылку:



Новости
С 12 марта - новый "Свободная воля", подробности в разделе для психологов
Мудрое слово
"Все, что не устраивает нас в других, позволяет понять самих себя." К.Г. Юнг./b>