ОЛЬГА БЕРГ
Психологическая
студия
Контактный телефон
+7 (964) 500-50-91

Дочка у нас не сечет в математике…

Эта сессия демонстрирует, как с помощью метода ЭОТ работать с родительскими запросами клиентов по поводу их детей.



На консультации Алина, 35 лет, разведена, 2 детей: сын и дочь. Жалобы на детское отношение дочери (назовем ее Катя, 11 лет) к учебе и проблемы в изучении математики.

Девочка с удовольствием украшает портфель, возится с куколками, с неохотой ходит в школу, а с математикой у нее странные «отношения». Когда приглашенный мамой репетитор занимается с Катей, она решает все задачи и примеры самостоятельно, но когда приходит в школу, то все как-то само забывается, и девочка приносит домой «двойки» и «тройки». Более полугода Катя занималась дополнительно, но успеваемость по математике в школе осталась на прежнем уровне.

По словам мамы, Катя расстраивается, иногда даже плачет, когда получает по математике «два».

Из предварительного рассказа мне стало понятно, что «двойки» предназначены персонально маме.

Я попросила клиентку представить, как выглядит та часть личности дочери, которая не справляется с математикой.

- Она злится, хочет порвать тетрадку, кричит: а-а-а!

Идентифицировавшись с этим образом, Алина ощутила злость и отчаяние:

- У меня никогда не получится! Я глупая, тупая! 

- Представь, как выглядит глупая и тупая Катя.

- Она маленькая (3-4 года), с нерасчесанными волосами, сидит в комнате на полу, рядом мама и брат.

Из диалога с новым образом выяснилось, что девочка чувствует себя одиноко, несмотря на присутствие матери и старшего брата. У брата все получается, «потому что он взрослый». Мама больше времени проводит с ним. Чувствовалась зависть к брату.

- Ты хочешь стать таким, как он?

- У меня не получится,- с грустью отвечала девочка. - С ним разговаривают как со взрослым, а со мной нет. Мама говорит: он всегда будет меня старше, а я всегда буду его младше (говорит с обреченным видом). Так что я все равно останусь маленькой…

Тут клиентка вернулась в свое кресло и сказала:

- Я всегда называла дочку маленькой девочкой. Я только сейчас вспомнила об этом! Я и правда очень не хочу, чтобы она росла…

Тут же выяснилось, что это желание напрямую связано со страхом Алины остаться одной. Из ее рассуждений: развелась с мужем, сын вырастет и уйдет, дочь… Только дочь могла остаться с ней, но при условии, что останется (простите за повтор) маленькой девочкой.

После этого осознания у клиентки произошел внутренний переворот, и она увидела, как ее собственные страхи негативно влияют на жизнь девочки.

Осознав взаимосвязи, Алина сделала выбор в пользу взросления дочери, пообещав себе, что разберется со своими страхами.

Алина дала образу дочери разрешение расти и развиваться. Образ тут же вырос и стал выглядеть лет на 9. Слова разрешения были повторены, и образ стал еще более взрослым, лет 11.  Алина:

- Я такой ее никогда не видела…

Из образа повзрослевшей дочери клиентка ощущала взрослость и потребность многое сделать (из того, что прежде было недоступно):

- Как теперь относишься к брату? – спрашиваю я. - Есть уверенность, что никогда не получится, как у него?

- Нет, конечно. Люблю его.

- А математику сможешь решать в школе?

- Да без проблем!

Затем я обратила внимание клиентки на образ Кати, которая рвала тетрадки. Посмотрев на этот образ, Алина сказала:

- Она успокоилась.

Находясь уже в этом образе, клиентка приняла изменившийся, повзрослевший образ Кати, как часть личности, и почувствовала уравновешенность, взрослость.

- Ощущение, что вот-вот откроется дверь, и я впервые выйду туда, в жизнь, без мамы. И все будет по-новому.

Как видим, дочь, оставаясь внутренне маленькой, обслуживала мамину потребность. За кадром повествования осталось, пожалуй, одно. Катя делала это из чувства любви к маме. Когда клиентка в образе дочери сама ощутила этот мотив и силу дочерней любви, ее страх остаться одной значительно уменьшился. Алина прочувствовала, что любовь дочери к ней не исчезнет и со временем никуда не денется. И что, даже повзрослев и уехав из дома, это чувство будет согревать ее душу. Вместе с этим пониманием, страх глобального одиночества у Алины исчез.

- Теперь страх намного меньше. Это страх не выйти еще раз замуж.

- Скажите дочери, что это ваш страх, и ее он не касается. Пообещайте, что вы разберетесь с ним самостоятельно.

- Когда я это сказала, «дочь» улыбнулась, развернулась ко мне спиной и «пошла в мир». В самостоятельную жизнь.

Алина была очень удивлена произошедшим на сессии. Она никогда не думала, что причиной проблем дочери с математикой может быть ее собственная потребность.

- До этого часа я представляла дочь только как маленькую. Теперь я вижу ее совсем иначе: взрослую, в полный рост. Я чувствую, что у нее много хорошего впереди, и я горжусь ей.

 
Послесловие.

Мне неизвестно, каковы успехи Кати в математике. Мне ясно одно: теперь девочка получает незримую поддержку мамы вместо упреков и поддержания ее беспомощности. Клиентка увидела свои страхи и получила возможность отпустить дочь в самостоятельную жизнь (насколько это возможно в 11-летнем возрасте) и искать решения своих проблем, не вовлекая в них дочь. Клиентке также стало очевидно, что дефицит материнского внимания порождал некоторые внутренние проблемы девочки.

Таким образом, запрос относительно неуместной «детскости» дочери был выполнен в течение одного часа.

Ольга Берг, кейс 2014 года.

P.S. Эту статью вы также можете прочесть на сайте Международного Сообщества специалистов в сфере психического здоровья http://www.ruspsy.net/phpBB3/search.php?author_id=7567&sr=posts




Комментарии

Подписка

Подписаться на рассылку:



Новости
С 12 марта - новый "Свободная воля", подробности в разделе для психологов
Мудрое слово
"Все, что не устраивает нас в других, позволяет понять самих себя." К.Г. Юнг./b>