Дочка у нас не сечет в математике…
Эта сессия демонстрирует, как с помощью метода ЭОТ работать с родительскими запросами клиентов по поводу их детей.
На консультации Алина, 35 лет, разведена, 2 детей: сын и дочь. Жалобы на детское отношение дочери (назовем ее Катя, 11 лет) к учебе и проблемы в изучении математики.
Девочка с удовольствием украшает портфель, возится с куколками, с неохотой ходит в школу, а с математикой у нее странные «отношения». Когда приглашенный мамой репетитор занимается с Катей, она решает все задачи и примеры самостоятельно, но когда приходит в школу, то все как-то само забывается, и девочка приносит домой «двойки» и «тройки». Более полугода Катя занималась дополнительно, но успеваемость по математике в школе осталась на прежнем уровне.
По словам мамы, Катя расстраивается, иногда даже плачет, когда получает по математике «два».
Из предварительного рассказа мне стало понятно, что «двойки» предназначены персонально маме.
Я попросила клиентку представить, как выглядит та часть личности дочери, которая не справляется с математикой.
- Она злится, хочет порвать тетрадку, кричит: а-а-а!
Идентифицировавшись с этим образом, Алина ощутила злость и отчаяние:
- У меня никогда не получится! Я глупая, тупая!
- Представь, как выглядит глупая и тупая Катя.
- Она маленькая (3-4 года), с нерасчесанными волосами, сидит в комнате на полу, рядом мама и брат.
Из диалога с новым образом выяснилось, что девочка чувствует себя одиноко, несмотря на присутствие матери и старшего брата. У брата все получается, «потому что он взрослый». Мама больше времени проводит с ним. Чувствовалась зависть к брату.
- Ты хочешь стать таким, как он?
- У меня не получится,- с грустью отвечала девочка. - С ним разговаривают как со взрослым, а со мной нет. Мама говорит: он всегда будет меня старше, а я всегда буду его младше (говорит с обреченным видом). Так что я все равно останусь маленькой…
Тут клиентка вернулась в свое кресло и сказала:
- Я всегда называла дочку маленькой девочкой. Я только сейчас вспомнила об этом! Я и правда очень не хочу, чтобы она росла…
Тут же выяснилось, что это желание напрямую связано со страхом Алины остаться одной. Из ее рассуждений: развелась с мужем, сын вырастет и уйдет, дочь… Только дочь могла остаться с ней, но при условии, что останется (простите за повтор) маленькой девочкой.
После этого осознания у клиентки произошел внутренний переворот, и она увидела, как ее собственные страхи негативно влияют на жизнь девочки.
Осознав взаимосвязи, Алина сделала выбор в пользу взросления дочери, пообещав себе, что разберется со своими страхами.
Алина дала образу дочери разрешение расти и развиваться. Образ тут же вырос и стал выглядеть лет на 9. Слова разрешения были повторены, и образ стал еще более взрослым, лет 11. Алина:
- Я такой ее никогда не видела…
Из образа повзрослевшей дочери клиентка ощущала взрослость и потребность многое сделать (из того, что прежде было недоступно):
- Как теперь относишься к брату? – спрашиваю я. - Есть уверенность, что никогда не получится, как у него?
- Нет, конечно. Люблю его.
- А математику сможешь решать в школе?
- Да без проблем!
Затем я обратила внимание клиентки на образ Кати, которая рвала тетрадки. Посмотрев на этот образ, Алина сказала:
- Она успокоилась.
Находясь уже в этом образе, клиентка приняла изменившийся, повзрослевший образ Кати, как часть личности, и почувствовала уравновешенность, взрослость.
- Ощущение, что вот-вот откроется дверь, и я впервые выйду туда, в жизнь, без мамы. И все будет по-новому.
Как видим, дочь, оставаясь внутренне маленькой, обслуживала мамину потребность. За кадром повествования осталось, пожалуй, одно. Катя делала это из чувства любви к маме. Когда клиентка в образе дочери сама ощутила этот мотив и силу дочерней любви, ее страх остаться одной значительно уменьшился. Алина прочувствовала, что любовь дочери к ней не исчезнет и со временем никуда не денется. И что, даже повзрослев и уехав из дома, это чувство будет согревать ее душу. Вместе с этим пониманием, страх глобального одиночества у Алины исчез.
- Теперь страх намного меньше. Это страх не выйти еще раз замуж.
- Скажите дочери, что это ваш страх, и ее он не касается. Пообещайте, что вы разберетесь с ним самостоятельно.
- Когда я это сказала, «дочь» улыбнулась, развернулась ко мне спиной и «пошла в мир». В самостоятельную жизнь.
Алина была очень удивлена произошедшим на сессии. Она никогда не думала, что причиной проблем дочери с математикой может быть ее собственная потребность.
- До этого часа я представляла дочь только как маленькую. Теперь я вижу ее совсем иначе: взрослую, в полный рост. Я чувствую, что у нее много хорошего впереди, и я горжусь ей.
Послесловие.
Мне неизвестно, каковы успехи Кати в математике. Мне ясно одно: теперь девочка получает незримую поддержку мамы вместо упреков и поддержания ее беспомощности. Клиентка увидела свои страхи и получила возможность отпустить дочь в самостоятельную жизнь (насколько это возможно в 11-летнем возрасте) и искать решения своих проблем, не вовлекая в них дочь. Клиентке также стало очевидно, что дефицит материнского внимания порождал некоторые внутренние проблемы девочки.
Таким образом, запрос относительно неуместной «детскости» дочери был выполнен в течение одного часа.