Как вину и жалость к себе превратить в жизненные перспективы.
(Случай из практики).
Обратилась за помощью Ирина П., 55 лет. Женщина находится в переходной возрастной группе: заканчивается период зрелости, начинается период пожилого возраста. Э. Эриксон характеризует задачи этого периода, в частности, как: «принятие своего единственного и неповторимого цикла жизни как чего-то такого, чему суждено было произойти, и то, что, по необходимости не допускало никаких замен». Ирина размышляла о своей жизни, о том, что ей не удалось, и эти размышления послужили катализатором тех чувств, на которые она жаловалась.
Ирина рано вышла замуж за военного, и, как большинство жен, не раз переезжала из одного городка в другой по назначению мужа. Жили в атмосфере, когда говорить нужно было тихо (тонкие перегородки), а свои эмоции – держать при себе.
Последний год Ирина анализировала свою жизнь и оценивала ее как неудовлетворительную. Основным чувством Ирины была жалость к себе и вина. Она винила себя за то, что не сделала в своей жизни, за упущенные возможности, которые уже не вернешь. Она была на грани отчаяния. Больше всего она хотела перестать винить себя и найти в себе силы изменить жизнь.
В качестве краткосрочного и действенного метода было решено применить метод эмоционально-образной терапии Линде Н.Д.
Вину Ирина ощущала как тяжесть в груди. Она была похожа на темно-коричневый камень, который внутри был пористым, как губка. Образу камня было дано разрешение выразить свои чувства, и он стал красным. У клиентки возникли воспоминания об особенностях уклада ее жизни, когда было непозволительным выражать свои эмоции (муж работал в «органах»). После осознания своей привычки сдерживать негативные чувства, образ камня разлетелся, а на его месте осталось черное пятно.
Из образа черного пятна (прием идентификации с образом) Ирина почувствовала, что «гневаться плохо». Тогда я предложила клиентке представить ту себя, которая впервые узнала о том, что гневаться плохо. Появился образ девочки с косичками, которая прыгала и натолкнулась на стену. В ЭОТ важно обращать внимание на каждый образ, даже тот, который вроде бы «не относится к делу». Поэтому я попросила Ирину идентифицироваться с образом стены. В этом образе клиентка ощутила запрет, и образ стены трансформировался в образ мамы клиентки. "Мама" говорила (прием идентификации с образом) о том, что человек загнан в рамки поведения, и за рамки выходить нельзя: «Другие люди не должны видеть твои чувства». В образе маленькой девочки клиентка чувствовала сначала недоумение, а потом ощутила, как согласилась, приняла эти правила. Так Ирина поняла, что механизм сдерживания чувств, причем, любых, зародился еще в ее детстве под влиянием материнских предписаний.
Поговорив с клиенткой о естественности чувств, а также о том, что она вправе пересмотреть полученное предписание, Ирина поняла, что пора отказаться от такого отношения к собственным чувствам. Она дала образу девочки разрешение выражать все свои чувства, "девочка" вздохнула с облегчением и запрыгала от радости. Этот прием – «разрешение» - является контрпредписанием для внутреннего ребенка и разрушает полученный им родительский интроект.
Эта трансформация вызвала у Ирины слезы, которые были следствием осознания, что даже после падения "занавеса", когда уже можно было выражать все свои эмоции, жить, как хочешь, она не смогла перестроиться. Отчасти поэтому и возникли психологические проблемы у Ирины, ведь прожитая жизнь осознавалась ею как бессмысленная, ненужная, как упущение многих возможностей и сожаление об этом.
Далее была проведена беседа о том, как можно выражать негативные чувства безопасными способами, были даны необходимые рекомендации.
В конце сессии вернулись к образу черного пятна, и оказалось, что этот образ трансформировался в образ молодой зеленой травы. Это был позитивный образ, который Ирина с удовольствием приняла.
Эта сессия была посвящена работе с запретом (интроектом) выражать чувства, причем не только негативные. Ирина осознала естественность выражения и проживания чувств, исчезло чувство вины, а вместо отчаяния и ощущения того, что времени осталось так мало, чтобы начать новую жизнь, появилось ощущение большей свободы и видение перспектив новой жизни.
Если вначале сеанса клиентка воспринимала свою жизнь как бессмысленную, никчемную и никому ненужную (что и явилось основанием для возникновения психологических проблем), то в конце этого часа Ирина была наполнена желанием (а не необходимостью) жить свою жизнь, менять ее, наполнять новыми смыслами.
Ольга Берг, 2017.