ОЛЬГА БЕРГ
Психологическая
студия
Контактный телефон
+7 (964) 500-50-91

Ночной кошмар.

Кейс описывает работу с ночным кошмаром у ребенка методом эмоционально-образной терапии (ЭОТ).

Обычно я работаю со взрослыми, но иногда делаю исключения. Как сейчас, когда ко мне обратилась знакомая: ее сына мучают ночные кошмары.

Наталья (имя изменено) обеспокоена не на шутку: кошмары у сына (7 лет) стали частыми и теперь снятся чуть ли не каждую ночь.

На сеансе я и мальчик, назовем его Максимом. Без мамы. Не стесняется, понимает, о чем мы тут будем разговаривать. Разговор начинает так:

- Не повезло мне. Вообще не повезло, - вздыхает. – С соседом, со школой, все плохо…

Он обрывками рассказывает обо всем плохом, что накопилось к 7 годам его жизни – детский сад, школа, в которую он совсем недавно пошел. Это рассказы о посторонних, о тех, кто не входит в семью. О тех, кто обидел, кто ему «сделал плохо». Когда Максим говорит о них, я чувствую, как он сдерживает гнев.

- Ты уже давно в сад не ходишь, а все плохое помнишь…

Его прорывает, и Максим, плача, говорит:

- Да. Эти мысли не могут выйти, они застряли у меня в мозгах! Им кошмар мешает выйти.

- Сон?

- Да.

Сон, который снится, оказывается, уже несколько лет. Потихоньку удается разузнать у Максима содержание сна. Есть некий монстр, который съедает людей. Максима он преследует во сне, но не ест.

Он с уверенностью берет предложенные мной лист бумаги и цветные карандаши, чтобы нарисовать то, что видит во сне. Максим рисует и комментирует:

- Он размером с 4-этажный дом, у всех, кто его видит – ужас. Он все слышит, даже шепот. Слова его будят, он кидается и съедает человека.

Максим показывает рисунок, на котором изображен почти во весь лист розово-красный мозг, у которого во рту щупальца, на теле много глаз (открыты только 2, остальные закрыты). В носу – кольцо, как у быка. У него много глаз, ног и рук – руки без пальцев, как щупальца.

Меня восхищает отвага мальчика – несмотря на свой страх, он  нарисовал и подробно описал своего «врага».

- Боишься его? – Я решила уточнить.

- Да.

- Что он делает во сне?

- Он преследует меня почему-то. Я не знаю, зачем.

- Давай его спросим.

- Он не говорит.

Понимаю, что страх усиливается, поэтому применяю обходной маневр:

- Он может передать свой ответ телепатически.

- Нет, - Максим сопротивляется.

- Но это же мозг, мозг может.

- Ну ладно. Я его спрошу… Он должен истребить все живое на земле.

- Ого! А зачем?

- У него такое задание. Он должен. Но меня не ест.

- Спроси, зачем он гоняется за тобой?

- Чтобы сказать мне, что он меня не тронет! Вот зачем он за мной ходил!  

Предполагаю, что образ монстра – отвергнутая ребенком его агрессивная, гневная часть, которая хочет соединиться с ним, поэтому и бежит за мальчиком. Хочу прояснить причину его гнева и ярости (ведь желание убить – следствие ярости).

- Зачем он истребляет людей?

- Задание у него. Он злой. Он с другой планеты. Он выполнит задание, и его заберут туда.

Кто-то, может, и предположил бы, что кошмар мальчика – следствие просмотра каких-то агрессивных мультиков или фильмов или некая их смесь, обработанная психикой ребенка таким образом. Но я следую своей гипотезе и продолжаю расспросы, несмотря на сюжет, похожий на фэнтези.

- Спроси, почему он злой?

- Он такой есть. На той планете все такие.

 «Задание» «мозга» - потребность отреагировать накопленные ярость и гнев на своих обидчиков (о них Максим рассказывал мне в начале). «На той планете все такие» - способ оправдать существование этих потребностей и одновременно дистанцироваться от них. Бессознательно мальчик стремится соединиться с отвергаемой частью, поэтому «плохой мозг» и преследует его. Но если Максим примет его, «все отвернутся» теперь от него самого. Что бы предпринять?

- Спроси: он когда-нибудь чувствовал любовь? Или он не знает, что это такое?

- Знает. Но он злой.

- Тогда это его выбор. Он может выбрать быть добрым.

Максим опешил.

- Но… он боится, что его здесь все будут бояться, у него во рту вот что…

Мальчик показывает на щупальца монстра во рту на рисунке.

Страх отвержения из-за выражения гнева. Удивительно, насколько я знаю его семью, ни у кого нет запрета на выражения гнева. Видимо, чувства мальчика настолько сильны, что именно эта мощь напугала ребенка. Этот страх и осознание в себе угрожающе «разрушительной» силы стали причиной появления «монстра». Похоже, Максим отверг свою гневную часть из страха быть поглощенным ею. Такое случается.

- Скажи ему, что он может быть таким, каков он есть. Просто разреши.

- Сказал. Но он боится. Боится, его убьют (с его планеты).

- Есть какой-то способ защитить его?

Максим задумался, потом что-то бормотал себе под нос, разговаривал «по ролям», и выдал:

- Я уже все сделал. Его не смогут убить!

То, что сделал мальчик, пока опустим.

- Теперь можешь разрешить ему быть самим собой?

- Да. Он рад. Он уже мальчик!

- Какой он?

- Ему 7лет, как и мне.

- Что он хочет?

- Дружить со мной. И я хочу с ним дружить.

- А сон? Посмотри на рисунок.

- Не боюсь. Это уже не кошмар. Кошмар кончился.

 

По отзывам мамы, у мальчика был внутренний подъем, он с легкостью выполнял уроки, легко засыпал и спал спокойно всю ночь.   

Этот кошмар действительно кончился и не повторялся вот уже более двух лет. С мамой Максима я имела дополнительный разговор, в котором объяснила причины появления кошмара и дала необходимые рекомендации – как поговорить с мальчиком о гневе и ярости, что делать с обидчиками, как себя защищать. Также обратила внимание мамы на обидчивость ребенка, на чувствительность к насмешкам в его адрес. Этот вывод напрашивался из описания кошмара: «слова будят монстра, он кидается и съедает человека», и был подтвержден мамой.

Надо сказать, что Максим – мальчик не из робкого десятка, он общительный и бойкий. Чтобы не появился новый кошмар, стоит разобраться в причинах его уязвимости и провести коррекцию. Но это уже другая история.

 

Что же сделал мальчик?

Предлагаю вам ответить на этот вопрос ниже, в комментариях.

Через 2 недели я опубликую ответ, а также имя того, чья версия оказалась ближе всего к оригиналу.

Итак, ответ:

Максим устранил источник угрозы. Для этого он «побывал» на планете монстров, узнал, что его новому другу угрожает сам король и хитростью обезвредил его оружие.

К сожалению, в присланных версиях нет подобного предположения. Надо признать, что мальчик устранил источник опасности (который подлежит отдельной трактовке, поскольку наводит на мысль о конкуренции с отцом). Это позволило образу снять тревогу и трансформироваться.   

  

Ольга Берг, 2015г.

 

 

 




Комментарии

Лариса: Можно также сказать: я не буду с тобой бороться!
27 января 2016 в 21:58

Ольга: Не думаю, что угадаю, ведь ребенок не знает метода ЭОТ, а я знаю... Что бы я предложила сдалеть, так это сказать тем, на той планете, кто хочет убить: я родился не для того, чтобы выполнять ваши задания. Вы - это вы, а я - это я.
15 декабря 2015 в 03:28

Елена: Давай дружить, ты мне будешь сообщать кто будит тебя( монстр),а я смогу поговорить с ними, чтобы тыбыл спокоен.
13 декабря 2015 в 23:36

Евгений: Он сказал:
- Не бойся, я тебя буду защищать. И вообще, если хочешь, можешь приходить ко мне в гости.
13 декабря 2015 в 12:03

Анжелика.: Ольга, благодарю вас, что делитесь опытом. Люблю читать ваши статьи.
Мальчик предложил монстру изменить свой облик, что бы его не узнали и не убили (с его планеты).
11 декабря 2015 в 16:45

Подписка

Подписаться на рассылку:



Новости
Вышел в свет Сборник статей психологов-практиков, применяющих метод ЭОТ. "Эмоционально-образная терапия. Новый этап развития". Подробности - в разделе ЭОТ.
Мудрое слово
"Отношения без любви могут навсегда заставить нас играть роль пассивных заключенных, жертв, которым не дано нести ответственность за свою жизнь". Линда Шиерз Леонард.