ОЛЬГА БЕРГ
Психологическая
студия
Контактный телефон
+7 (964) 500-50-91

О возвращении зла, мести и психотерапии

Часть 2.

 

В поисках справедливости

В беседах с разными людьми на тему мести я часто сталкивалась с убеждением своих визави в том, что месть восстанавливает равновесие. Он ударил – я ответил  = баланс. В физическом плане ответный удар призван дать отпор и показать «интервенту», что «со мной так делать нельзя». Мужчины вспоминали мальчишеское детство и те последствия, которые ждут «слабака», не защитившего себя, - он рискует стать предметом насмешек и даже издевательств. Я же уверена, что чувство защищенности и самоуважения ребенка (и взрослого) не позволяет так с ним обращаться: дети прекрасно чувствуют, с кем «можно». 

Рискну и выскажу неочевидную мысль: месть вовсе не восстанавливает справедливость, наоборот, она является продолжением несправедливости, поскольку мститель оказывается ничем не лучше своего обидчика. Вопрос очень тонкий, и ответ на него лежит в плоскости мировоззрения человека.

Давайте подумаем, откуда рождается такое желание. Острая жажда отмщения является следствием не только униженного чувства собственного достоинства, нарушения личностных границ, но и бессилия, связанного с невозможностью себя защитить. Как мы знаем, бессилие порождает сильнейшую вспышку ярости, однако направить эту энергию на вредителя уже нет возможности. Время инцидента прошло. Поэтому мощный аффект не находит выхода и «бродит» в человеке, не давая ему душевного покоя.

 

«Подрывник» Вова

Второклассник Вова не хочет ходить в школу, потерял интерес к учебе, а в закладках отцовского планшета родители нашли видео инструкции о том, как самому сделать взрывчатку. Не добившись от сына внятного ответа, зачем ему взрывчатка, взволнованные родители привели его ко мне.

Вова стискивает кулаки, сжимает челюсти и цедит: «Порвать их всех хочу!» Обидчики мальчика - не только одноклассники, но и более старшие ребята. Выясняю, что Вову дразнят, обидно обзывают, а он терпит. Обижается и терпит. Папа и мама давали советы, как отвечать, но Вова не может. Обида захлестывает его, он проваливается в жалость к себе, которая парализует его мыслительные процессы. Когда жалость «отпускает», мальчик впадает в ярость и с трудом удерживает ее в себе. Очевидно в данном случае ярость призвана защитить ту часть ребенка, которую обидели, но по каким-то причинам он не разрешает себе этого. И «аффект» бродит в Вове, канализируется через изучение инструкций взрывчаток. Он представляет, как «рванет» и тогда… «Что тогда? Представь, что так и случилось», - спрашиваю. Вова начинает плакать и ревет, ревет.

Воображаемое мщение обнаружило ту уязвимую часть мальчика, который не в состоянии справиться с переживаниями. Далее работа велась в этом русле, и не один день. Я иногда думаю: а если бы родители не увидели ту закладку в планшете, как бы дальше развивалось состояние мальчика?

 

Смертельное послание

В 1 части этой статьи  http://olga-berg.ru/articles/mest_i_vozvrashenie_zla/  я описывала прием «возвращения подарка», который иногда применяется в эмоционально-образной терапии Н.Д.Линде. Важно сказать, что этот метод не всегда помогает простить «вредителя», но правды ради, прощение не является конечной целью. Масса примеров, когда оно и не нужно. Целью этого приема становится чувство восстановленного достоинства, которое часто сопровождается ощущением внутренней чистоты.  

Однако он требует особой точности и проницательности от психолога. Поясню на следующем примере, когда была допущена ошибка.

Шла сессия по скайпу, затрагивающая детские взаимоотношения между клиенткой (назовем ее Еленой) и старшей сестрой. В ходе рассказа у Елены возникли крайне неприятные ощущения в области груди, образом которых оказалась табличка с надписью «умри!» Тут же выяснилось, табличка «прилетела» от сестры. Зная по предыдущим сессиям, как сестра гнобила Елену в детстве, пользуясь своим старшинством и нежеланием младшей сестры огорчать вечно уставшую мать, я сочла вполне уместным применить прием возвращения «подарка», и предложила клиентке вернуть эту табличку образу старшей сестры. «Табличка» вернулась к сестре, но та отталкивала ее от себя, не желая иметь с ней дела.

Тогда у клиентки спонтанно возник образ старшей сестры уже в нынешнем, взрослом возрасте. Она плакала и раскаивалась в своих пожеланиях. Сама же клиентка чувствовала себя освободившейся.

Как говорится, ничего не предвещало… однако через неделю Елена поведала, что ее сестра, находясь в отпуске, внезапно почувствовала онемение левой части тела и с симптомами паралича была госпитализирована. Клиентка связала «возвращение» сестре «таблички с посланием» с ее болезнью,  ощущала свою сопричастность и настойчиво просила «переделать» предыдущую работу.

Надо сказать, что я тщательно проверяла намерение Елены - не является ли оно желанием в очередной раз спасти сестру или вновь стать жертвой ее манипуляций. Но клиентка указывала на то, что в сессии раскаялась «взрослая сестра», а «маленькая» не осознала случившегося. В итоге я решила провести трансформацию образа «таблички».

У меня возникла гипотеза, что «табличка с посланием» - суть спрессованное чувство ярости, которое на самом деле направлено к другому человеку - к маме, которая «зачем-то» принесла «другого ребенка» и заботится теперь о нем. Вспышка ревности, гнев на маму, с которыми сестра не смогла справиться, вылились в яростное желание вернуть «все как было»  до того, как в доме появилась младшая сестра. Однако повлиять на произошедшие изменения, по понятным причинам, она не могла, да и гневаться на маму было опасно – лишишься той доли любви и внимания, которые еще оставались. Добавившееся чувство бессилия что-либо изменить стало последней каплей – так появилось послание младшей сестре (моей клиентке): «умри!»

Что может помочь? У меня не было готового ответа. Интуитивно был проведен диалог образов матери и старшей сестры, в результате которого мать дала «гарантии» своей любви старшей дочери. Как только старшая сестра перестала воспринимать младшую как конкурентку в борьбе за мамину любовь, сразу же улетучились ее гнев, ярость и бессилие. С Елены была снята «вина» за появление на свет и произошло долгожданное принятие факта ее рождения. Тогда на табличке сама собой проявилась другая надпись: «Живи!»

Как это повлияло на клиентку? Ее новое состояние отражали слова:

«Теперь мне не надо доказывать, что я имею право быть!» 

Через неделю мы снова встретились в «эфире», и я узнала о здоровье старшей сестры Елены. «Что это было?» - на этот вопрос толком не могли ответить врачи, а сестра тем временем уже вышла на работу…

Эта сессия имела для Елены особое значение. По ее признанию, она ощутила внутреннюю легкость, освобожденность и наполненность. Переживания она описывала как "во мне что-то разворачивается, и я чувствую себя более объемной". Новое ощущение, что "можно просто жить" - теперь уже не было целью, оно просто переживалось как естественное...   


По сути, месть – это действие, а не чувство. Но желание мести может реализовываться не только в действительности, но и в психике человека - в виде негативных посланий.

Если вы поймаете себя на желании «сказать вслед» обидчику пару ласковых «посланий», вы сможете остановить цепочку несправедливости. Притормозите и подумайте, какие чувства стали причиной вашей ярости, какая часть вашей личности чувствует бессилие, и как вы можете восстановить пошатнувшееся чувство своего достоинства. Сделав это, вы восстановите внутреннее равновесие, и желание мести испарится, как дым...


С наилучшими пожеланиями,

Ольга Берг, 2017.




Комментарии

Сергей: А как быть, если вред нанесен физический, вполне материальный? Я имею в виду то, что врач сделал операцию с "последствиями", и эти последствия теперь со мной. Так и хочется что-нибудь сделать чудо-доктору... и останавливаю себя. Как у того Вовы в статье - бродит внутри меня желание мести. Что делать?
16 марта 2017 в 16:39

Елена Милославская: Очень интересная статья, есть о чем задуматься... Спасибо!
16 марта 2017 в 13:16

Подписка

Подписаться на рассылку:



Новости
С 12 марта - новый "Свободная воля", подробности в разделе для психологов
Мудрое слово
"Все, что не устраивает нас в других, позволяет понять самих себя." К.Г. Юнг./b>